История о том, как оборонный завод стал одним из лидеров по производству тротуарной плитки
Из истории завода советских времен
История «342 Механического завода», одного из старейших заводов России, началась в 1946 году с производственного комбината ВСУ-2 и 159-ого Авторемонтного завода, которые располагались на его территории и входили в состав строительного комплекса Министерства обороны. Позднее комбинат и Авторемонтный завод были переименованы в Стройкомбинат №212, а затем — в «342 Металлообрабатывающий завод». Современное название «342 Механический завод» предприятие носит с 1988 года.
На протяжении десятилетий у завода менялись не только названия, но и предназначение выпускаемой продукции. По ней можно изучать историю страну, начиная с тяжелого послевоенного времени. Так во времена холодной войны и международной гонки вооружений для обеспечения обороноспособности страны предприятие изготавливало:
- отопительные котлы для военных городков;
- цилиндрические унифицированные блоки;
- сборно-пулеметные сооружения;
- шахты для пуска стратегических ракет;
- днища для системы противоракетной обороны;
- металлоконструкции для военных объектов «Форос», «Гранит», «Крым».
В годы освоения космоса завод выпускал металлоконструкции для запуска космического корабля «Буран» и космодрома в Плесецке. К Олимпиаде-80 — произвел металлические конструкции для футбольно-легкоатлетического комплекса и олимпийского универсального спортивного зала.
Перестройка с плановой экономики на рыночную
После распада Советского Союза завод вышел из-под юрисдикции Министерства обороны и стал акционерным обществом АО «342 Механический завод». Он успешно перестроил свою работу в новых экономических реалиях, сохранив свои опыт, рабочие традиции и коллектив. В эти годы завод принял участи в строительстве таких значимых строительных объектов, как:
- международный аэропорт Домодедово;
- космодром «Байконур»;
- Ростовская АЭС;
- Калининская АЭС;
- стадион «Авангард»;
- тепловые станции, дворцы спорта, промышленные и складские помещения.
Новое направление производства
В трудные 90-е, когда многие оборонные заводы закрывались, не сумев перестроиться с плановой экономики на рыночную, «342 Механический завод» освоил новое направление производства. В 1995 году он первым в Московской области и вторым в России начал выпускать вибропрессованные изделия из бетона по технологии немецкой компании «Хенке Машиненфабрик».
С тех пор легендарный завод является одним из лидеров Московской области не только в производстве металлоконструкций, но и в изготовлении бетонных блоков, бордюров и тротуарной плитки. Среди других производителей вибропрессованной тротуарной плитки «342 Механический завод» выделяется такими конкурентными преимуществами, как:
- высокая производительность (выпускает более 2 000 квадратных метров плитки в смену);
- применение современных европейских технологий (плитка изготавливается на немецкой бетоноформовочной машине MASA);
- использование качественных немецких пигментов Lanxess, безопасных для человека и окружающей среды (в отличие от органических красителей они обеспечивают сочность и яркость расцветки тротуарной плитки на долгий срок);
- оптимизация упаковки тротуарной плитки (уменьшает количество высолов на поверхности дорожного покрытия);
- отгрузка железнодорожным транспортом (удобно для крупных заказчиков в других регионах);
- наличие теплого цеха подготовки инертных материалов (качество и объем выпускаемой продукции не зависят от времени года);
- большой ассортимент изделий (всегда можно подобрать подходящую коллекцию с учетом цвета, размера, формы, особенностей отделки лицевого слоя).
Про тротуарную плитку от «342 Механический завод»
Последний пункт нашего списка стоит изучить подробнее. Тротуарная плитка, выпускаемая АО «342 Механический завод» очень разнообразна. Среди коллекций есть однотонные с широким спектром расцветок и пестрые, изготовленные по технологии Color Mix. Есть мелкоштучные и крупноформатные, размером 600 на 300 мм. Продукция имеет разнообразную форму. Кроме традиционной формы элементов, большим спросом пользуются новые формы, такие как «Новый город», «Старый город», «Бавария» и другие.
Изюминкой продукции завода является премиальная плитка, изготовленная с использованием технологии дробеструйной обработки. Эта технология придает поверхности бетонной плитки фактуру натурального камня, а вкрапления мраморной или гранитной крошки создают при подсвечивании легкий мерцающий эффект. Дробеструйная обработка не только повышает декоративность дорожного покрытия, но и делает его менее скользким за счет увеличения сцепления с подошвой или колесом и более устойчивым к стиранию и механическим воздействиям.
Секреты дробеструйной обработки
Как же выполняется дробеструйная обработка? Давайте разбираться.
Дробеструйную обработку производят на тротуарной плитке из бетона с помощью специальной установки. Название технологии происходит от слова «дробь», на которую так похожи крошечные стальные шарики размером 0,6-0,8 мм в диаметре, распыляемые по поверхности изделий для снятия верхнего слоя цемента и оголения породного массива.
Выглядит это следующим образом. Изделия, предназначенные для дробеструйной обработки, укладываются на перфорированную транспортерную ленту между ребрами, поперечно расположенными к направлению движения. Ребра позволяют фиксировать обрабатываемые изделия на ленте, исключая их перемещение во время процесса. Наличие перфорации обеспечивает обратную подачу дробеструйного материала, который через отверстия ссыпается с ленточного транспортера на другой, шнековый транспортер. Последний отправляет просыпавшиеся с ленточного транспортера стальные шарики сначала на очистительную станцию, а потом в бункер для дробеструйных материалов для дальнейшего применения их в обработке. То, что не просыпалось в отверстия ленточного транспортера и осталось лежать на поверхности обрабатываемой плитки, сдувается с нее при помощи высоконапорной системы подачи воздуха с регулировкой по высоте и возвращается через очистительную станцию снова в бункер для дробеструйных материалов.
Для выполнения желаемого узора на поверхности плитки задаются следующие параметры обработки:
- струя дроби, мелкая или грубая;
- выбор стали, из которой изготовлены шарики-дробинки, обычная или высокопрочная;
- режим работы, тактовый или непрерывный;
- скорость разгрузки и движения ленты транспортера.
Дозирование количества дробеструйного материала регулирует электропневматическое устройство, а его распыление по поверхности плитки обеспечивают специальные турбины. Для автоматизации процесса обработки все дробеструйные машины в независимости от модели оснащены электропневматическим управлением и панелью управления, некоторые из них имеют патронные фильтры. В результате применения такой технологии обычный бетон становится похожим на полудрагоценный камень. Тротуарная плитка от АО «342 Механический завод» украшает частные придомовые территории, а также городские пространства Москвы и Подмосковья. Например, скверы Олимпийского проспекта и Поклонной горы, площадки перед монументом, посвященным Героям-Панфиловцам и главным входом в МГУ; площади перед аэропортом Домодедово и Главным таможенным комитетом России в Филях.