Доставка и разгрузка тротуарной плитки: чек-лист покупателя
Доставка тротуарной плитки на участок отличается от подвоза к стройке многих других материалов. В этом деле есть специфика, которую необходимо учесть, чтобы не создавать проблем себе, своим соседям, не тратить лишних денег и времени.
Хозяева новых домов, где намечено мощение, уже не раз организовывали доставку разных стройматериалов на свой участок, и им кажется, что и доставка плитки будет такой же простой. Однако есть принципиальное отличие: плитка очень тяжелая. Ее возят большими машинами и издалека, поэтому и проблемы могут быть еще неизвестными для хозяев.
Так как для большинства наших клиентов организация доставки – новая задача со многими неизвестными, мы подготовили советы, которые могут помочь все провести как можно проще и быстрей.
1. Учитывайте вес и площадь для разгрузки
Плитка перевозится на поддонах. На каждый помещается от 10 до 20 квадратных метров, в зависимости от толщины тротуарной плитки. Весит такой поддон около двух тонн. Поэтому перемещать его можно только манипулятором или краном. Площадь поддона – один квадратный метр, но вплотную их не ставят, между поддонами необходимо пространство для работы со стропами манипулятора. Поэтому для выгрузки и временного хранения 10 поддонов потребуется не 10 квадратных метров, а хотя бы 15 - 17. В два яруса поддоны при разгрузке обычно не ставят: для этого нужна абсолютно ровная и твердая поверхность.
Обычно сначала устанавливают бортовые камни, и их привозят первыми. Желательно разгрузить плитку как можно ближе к участку мощения, но не на него, а рядом. Если участок велик, желательно распределить плитку по территории.
2. Учитывайте грузоподъемность машин
Перевозят плитку на машинах грузоподъемностью 10 и 20 тонн.
Манипулятор грузоподъемностью 10 тонн сам может разгрузить все, что привез. Фуры грузоподъемностью 20 тонн не имеют манипулятора. Чтобы их разгрузить, кран или манипулятор нужно заказывать отдельно.
На заводах плитку пакуют на деревянные поддоны.
- На 10-тонную машину помещается 5 поддонов, около 65 кв. метров плитки толщиной 60 мм.
- На 20-тонную машину – 11 поддонов, примерно 140 кв. метров.
Длина 10-тонного манипулятора не меньше 9 метров, 20-тонной машины – 16 метров. Обычно разгрузка машины с тротуарной плиткой занимает не больше 2-х часов. Эти нормы выгрузки зафиксированы в договоре и они технически обусловлены, сильно ускорить разгрузку невозможно.
Из всех этих фактов следует целый ряд ограничений.
3. Проверьте подъезд: могут быть ограничения
Хозяину необходимо проверить и убедиться, что машины таких размеров и веса могут подъехать непосредственно к участку или той площадке, где намечена выгрузка, и смогут там развернуться. Не всякая грунтовая дорога внутри поселка, не всякая труба или мостик выдержат проезд машины в 20 тонн.
Внутри поселений весной и осенью могут быть сезонные ограничения: такие тяжелые машины могут серьезно повредить поселковые дороги, а если груженый манипулятор застрянет, вытащить его без разгрузки будет нереально. Глубокий, а особенно рыхлый и мокрый снег, если дороги не чистили или чистили плохо, может создать большие проблемы: нужно убедиться, что проезд возможен именно в те дни, когда намечена доставка.
Выбирая площадку для выгрузки плитки нужно учесть, что вылет стрелы манипулятора – 8 метров. Правила техники безопасности требуют, чтобы поддоны не переносились через забор. Деревья, столбы, линии электропередачи могут ограничивать движения крана: нужно заранее посмотреть, по какой траектории можно будет переносить поддоны.
Что делать, если ясно, что машины с плиткой к участку подъехать не смогут? Организовать челночную разгрузку.
Для этого нужно найти ближайшее к участку место, где встанет фура, и нанять дополнительно маленький манипулятор на 3- 5 тонн, для перевозки поддонов по одному или по два непосредственно до участка.
Найти такой манипулятор - задача и ответственность самого покупателя. Обычно они есть на ближайшем строительном рынке или там могут дать телефон водителя такой машины. Если вы купили сотни метров плитки и доставлять ее будут несколько больших грузовиков, нужно заранее рассчитать время и размер площадки. Если приедут одновременно три машины, а разгружать можно только одну, придется дополнительно платить за их простой. Машины длинной 14 метров могут заметно мешать на дороге другим водителям и соседям, а разгрузка – дело не быстрое.
4. Стропальщик нужен обязательно
Для работы с поддонами обязательно нужен второй, кроме водителя, человек – стропальщик. Это нужно оговорить сразу при заказе машины. Стропальщик - рабочий, который закрепляет и освобождает груз. Водитель при этом управляет краном манипулятора. Наличие стропальщика ускоряет дело, и чем больше объем – тем это заметней. Кроме того, водители манипуляторов не считают своей обязанностью крепление груза, если речь не идет об одном-двух поддонах, так же как водитель грузовика при перевозке мебели не станет ее носить: для этого нанимают грузчиков.
5. Зимой дешевле: особенности хранения
Укладывают плитку в теплое время года, а продают постоянно. Зимой можно рассчитывать на скидки, причем заметные, 20-30% . Поддоны привозят упакованными в полиэтилен. Если хозяева собираются хранить плитку до сезона укладки, желательно вскрыть пленку, во избежание появления высолов.
6. Приемка товара: проверяйте все внимательно
При получении плитки проверьте ассортимент продукции, перечисленной в товарной накладной: число товаров и номенклатуру. Пересчитайте поддоны и убедитесь, что на них лежит именно та плитка, которую вы заказали. В случае недостачи, ошибки ассортимента или претензий по качеству обязательно сделайте отметку об этом на транспортной накладной. Этот документ остается у водителя, покупатель получает свою копию. Все записи должны быть сделаны на экземпляре водителя.
На любом свободном месте документа нужно написать, что именно вас не устраивает: плитки не хватает по количеству, не устраивает качество, ошибка ассортимента. Например «Получил только 20 бордюров» из 40 заказанных. В случае ошибки поставщика продукцию обязательно заменят.
- Согласно п. 8.11 ГОСТа 17608-2017 при приемке покупателем тротуарной плитки на объекте, поставщик не несет ответственности за дефекты (потертости, трещины, сколы) в количестве до 3% от числа изделий.
Нужно понимать, что, обеспечивая транспорт, поставщик не гарантирует точное время прибытия машин. Обычно указывается интервал: примерно с 9 до 18, первая или вторая половина дня. Это связано прежде всего с дорожной ситуаций: машинам предстоит проехать большое расстояние – 100 – 400 км. Очереди на заводах при погрузке до сих пор нередки, особенно в горячий летний сезон, и повлиять на это непосредственный поставщик не может.
7. Стоимость доставки
Перевозка десятков тонн груза за сотни километров не может стоить столько же, сколько доставка сотни досок на газели за 10 км. Обычная стоимость доставки плитки составляет 15 – 25 тыс. рублей. Съэкономить можно, выбрав завод поближе к своему участку.