Тротуарная плитка под автомобиль: требования и особенности
Чтобы дорожное покрытие на парковке служило долго, не утрачивая с годами эстетичный внешний вид, рекомендуем обратить внимание на технологию производства плитки, толщину и размеры элементов, на особенности укладки и подготовки основания для мощения.
Почему именно заводская вибропрессованная тротуарная плитка?
Как известно, бетонная тротуарная плитка изготавливается двумя способами: вибролитьем и вибропрессованием. Вибролитье относится к ручному методу производства, который не позволяет получить прочное и долговечное покрытие. Смесь воды, песка и цемента, разлитая по формам для дальнейшего уплотнения на вибростоле, не имеет в своем составе крупного щебеночного заполнителя.
Значительное содержание воды в растворе и примитивное оборудование малых производителей не позволяют добиться необходимой прочности материала. Высокая пористость вибролитой тротуарной плитки увеличивает ее способность к водопоглощению, Замерзая, впитавшаяся влага оказывает расклинивающее действие на бетон, разрушая его изнутри. Большие нагрузки от проезда автотранспорта усугубляют ситуацию.
Процесс изготовления заводской вибропрессованной плитки, например, на профессиональных линиях Hess, полностью автоматизирован, а подача сырья осуществляется программно. Строгий контроль за соотношением воды, песка, цемента и щебня и послойное уплотнение сырья с помощью специального сложного оборудования обеспечивают высокую морозостойкость, прочность и долговечность такой плитки.
Вибропрессованная заводская плитка, изготовленная на крупных промышленных предприятиях, полностью соответствует стандартам ГОСТ 17608-2017. Она служит десятилетиями в местах проезда и парковки автомобилей даже в сложных климатических условиях.
Какую толщину и размер плитки выбрать?
Самая качественная вибропрессованная тротуарная плитка может треснуть под тяжестью автомобиля, если она слишком тонкая и при этом имеет крупный формат. Чтобы этого избежать, выбирайте для мощения парковочной зоны плитку подходящих размеров и толщины. Так например, минимально допустимая высота плитки для мощения территорий, предназначенных для совмещенного движения пешеходов и автомобилей, составляет 60 мм.
Если у вас тяжелый внедорожник или несколько автомобилей на парковке, рекомендуем выбрать более толстую плитку, не менее 80 мм. Она рассчитана на автомобильный трафик с максимальной нагрузкой на одну ось до шести тонн. Благодаря дополнительному запасу прочности, парковка, выложенная плиткой такой толщины, выдержит и пожарную машину, и другую спецтехнику при необходимости.
Для высоконагруженных территорий, предполагающих постоянную стоянку грузовых автомобилей, рекомендуется высокопрочный камень от 100 мм толщиной.
Для мощения въездных зон лучше использовать мелкоформатную брусчатку, чем крупные элементы. Например, из серии «Старый город», «Бавария», «Кирпичик», «Классико». Наибольший размер в плане у плиток из этих коллекций не более 300 мм, а отношение длины к ширине не превышает 2. Такое соотношение размеров и соответствующая толщина изделий позволяют создать достаточно прочное покрытие для парковочных зон и въездов.
В соответствии с требованиями СП 508.1325800.2022 «Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий» согласно п. 5.2. при автомобильном движении следует исключать возможность применения в покрытии плит, более чем в два раза различающихся размерами в плане. При этом, согласно Таблице 1 ГОСТа 17608-2017 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия» соотношение габаритов длины к толщине для тротуаров магистральных улиц, пешеходных площадей и посадочных площадок общественного транспорта не должно превышать 4.
Но если рекомендуемые размеры не нравятся или не подходят по стилю, то можно выбрать для мощения крупноформатные плиты. Главное при этом помнить: чем больше размер — тем толще плитка. Чтобы избежать трещин и расколов крупных плит под воздействием нагрузок, их толщина должна быть увеличена до 80-100 мм. А в отдельных случаях еще больше.
Надежным тротуарным покрытием для парковок и въездов является мультиформатная плитка, состоящая из камней, разных по форме и размеру. Благодаря таким особенностям отдельные элементы плитки лучше «перевязываются» между собой. В результате повышается устойчивость тротуарного покрытия к сдвигу.
При выборе дорожного покрытия под автомобиль следует учитывать не только габариты плит, но и их расцветку. Следы от автомобильной резины, грязь из под колес или пятна от омывающей жидкости менее заметны на пестрых поверхностях средних тонов, чем на однотонных белых или черных.
Надежным и практичным вариантом для мощения парковки станут мультиформатные серии «Старый город», «Новый город», а также тротуарная плитка, окрашенная по технологии «Colormix».
Какие особенности укладки плитки под автомобиль существуют?
Чтобы снизить вероятность образования колейности, следует обратить особое внимание на раскладку плитки. Она должна обеспечивать контакт автомобильного колеса с максимальным количеством плиточных элементов одновременно.
Так например, для укладки на парковке наиболее подходящей является схема «ёлочка». А вот варианты мощения «шов в шов» или «в шахматном порядке» применяются только на пешеходных дорожках. «Линейная укладка» универсальна по своему применению. Но в зонах движения автомобилей следует выполнять укладку плитки по этой схеме строго перпендикулярно или по диагонали к траектории движения автомобиля.
В соответствии с СП 508.1325800.2022 п. 5.2 рисунок и направление укладки тротуарной плитки выбирается таким образом, чтобы при автомобильном движении продольная ось мощения не совпадала с направлением движения. Неправильно выбранная схема укладки дорожного покрытия может стать причиной его разрушения.
Как правильно подготовить основание для мощения парковки?
Высокое качество и оптимальные габариты плитки не смогут сами по себе обеспечить долгий срок службы дорожного покрытия, если оно уложено с нарушениями технологии. Чтобы мощение не провалилось и не разрушилось, важно правильно выполнить многослойное основание под него. Так как конструкция состоит из нескольких разных слоев, его называют еще по-другому «пирог-основание».
Различают два вида основания: песчано-гравийное (песчано-щебеночное) и бетонное.
Таблица 1
Песчано-гравийное | Бетонное | |||
---|---|---|---|---|
Основные особенности |
Нежесткое |
Жесткое |
||
Сложность выполнения работ |
Проще |
Сложнее |
||
Основные преимущества |
1. Возможность вскрытия и ремонтопригодность. |
1. Возможность вскрытия и ремонтопригодность. |
||
Основные недостатки |
1. Не подходит для пучинистых грунтов. |
1. Высокая стоимость. |
Существуют разные мнения о необходимости применения усиленного основания с использованием армированного бетона. Но мы рекомендуем для мощения зон с повышенной нагрузкой, к которым относятся парковки и въезды, обустраивать именно такой вариант. Жесткое бетонное основание позволит эффективнее перераспределить нагрузки и снизить давление на грунт, оказываемое автотранспортом.
Бетонное основание
Все слои пирога должны иметь определенную высоту и быть плотно утрамбованными при помощи специальной техники: виброплит, вибротрамбовки или дорожных катков. Качественно выполненное уплотнение несущих слоев пирога позволит исключить проседание основания и провалы тротуарной плитки в дальнейшем.
Важную роль в процессе подготовки основания для мощения будущей парковки играет обустройство дренажной системы, обеспечивающей отведение воды с участка. Без нее талые и грунтовые воды со временем разуплотнят слои пирога под тротуарной плиткой. А это неминуемо приведет к нарушению целостности дорожного покрытия.
Стеканию воды с площадки, выложенной плиткой, способствуют создание уклона и ровность поверхности. Отсутствие необходимого уклона или неровности основания в виде даже небольших подъемов или впадин станут причиной застаивания дождевой воды. Из-за непросыхающих луж постепенно произойдет размывание мощения, которое не являясь монолитным, будет разрушено подвижностью элементов.
Заключение
Таким образом, при выборе и укладке тротуарной плитки на площадке под автомобиль уделите особое внимание следующим факторам:
- нагрузкам на покрытие и интенсивности движения: легковые или грузовые автомобили;
- технологии изготовления бетонных изделий: вибропрессование;
- наличию сертификатов соответствия требованиям ГОСТа 17608-2017;
- толщине тротуарной плитки: не менее 60…80 мм;
- отношению длины к ширине: не более 2-3;
- отношению длины к толщине: не более 4-5;
- практичности расцветки: предпочтение коллекциям Colormix;
- подготовке основания и отводу воды;
- правильной схеме укладки: поперек движению автомобиля.
При правильной профессиональной укладке заводской вибропрессованной плитки под автомобиль она прослужит вам несколько десятков лет. В сучае мощения парковочной зоны некачественной тротуарной плиткой, изготовленной в «гаражных условиях», покрытие придет в негодность после двух-трех сезонов. Но даже самая качественная и толстая тротуарная плитка оптимальных размеров не сможет выдержать повышенных нагрузок при движении и стоянке автотранспорта в случае:
- неправильной укладки;
- плохо подготовленного основания под мощение.
Чтобы не переделывать заново испорченное дорожное покрытие парковочных площадок и зон въезда, выбирайте для проведения работ по укладке грамотных специалистов. Покупайте подходящую тротуарную плитку только от надежных производителей.